Главная Мой профиль Регистрация Выход Вход
Гильдия


Всё о Саныче


Статьи

Stranisalar "Бронзовая Страница"
БКС
Как я был невидимкой (с)
Участники рейтинга, кто они и что там делают!
О форматном хаоте замолвите слово!
Абилки – памятник старому клубу
Glory and Honor
Жить!
Я спросил у ясеня...
Тварь я дрожащая или право имею?
Загадка Общего врага
Рекомендации по использованию "подстав"

Опрос

Где Вы покупаете БКС?
1. Не пользуюсь вообще
2. У Гильдии Книгопечатников "SPE"
3. А что это такое?
4. В "Берёзке"
5. У других поставщиков
Всего ответов: 10


Главная » Статьи » Статьи

Жить!

Мы пришли в этот Клуб, наш новый Мир. Провели тысячи боев… Удивительно, но такой, казалось бы, простой браузерный проект, функционирует уже целых 5 лет. Пришло время немного задуматься. Посмотреть на мир вокруг себя: где мы живем? Что мы создали, и что получили? Почему мы, каждый раз, садясь за компьютер, первым делом заходим в БК?

Эта статья – первая в цикле аналитики о БК. Эти статьи пишутся для того, чтобы описать Клуб таким, какой он есть сейчас. Сформулировать те принципы, которые характерны современному БК. Провести параллели между БК и нашей реальной жизнью.


Для начала попытаемся понять, что задерживает игроков в Клубе. Можно выделить основные «киты», на которых держится БК:
• Живое общение;
• Возможность достичь общественного уважения;
• Особая игровая атмосфера.

Заметим одну особенность по поводу живого общения. Можно возразить, что в интернете существует множество чатов. Но особенность БК и ему подобных игр в том, что данный сервис сам дает людям повод для разговора. Признаюсь честно, до того, как я начал играть в БК, я никогда не общался в чатах. Но игровые моменты вынуждают человека к общению. Фактически, условием нормальной игры рано или поздно становится общение. Потом игра втягивает человека, вовлекает. Сначала общение является последствием игры, а потом, зачастую, именно общение держит людей в игре.
Заодно ответим на вопрос: «Почему, говоря о БК, мы подразумеваем особый мир, некое государство?». Почему Администрация даже пыталась зарегистрировать БК виртуальным государством? Все дело в том, что игроки создали социум. А существование и функционирование социума и есть основы появления государства. Общение людей, ограниченное и направленное в определенное русло, породило формирование социальных связей, общественных норм, принципов, а в итоге – социальной структуры. Здесь каждый проходит социализацию, как и в реальном обществе. Даже есть понятия детства, юности, зрелости. Именно благодаря процессу социализации порождается эта особая атмосфера, которую можно назвать виртуальным государством.

Теперь проанализируем, какие существуют сферы жизни Клуба. Это:
• Экономическая сфера (фактически, основной игровой процесс);
• Политическая сфера (или псевдополитическая);
• Творческая сфера;
• Социальная сфера (проблемы морали);
• Сфера журналистики;

В этой статье я рассмотрю только экономический аспект. Другие сферы и их анализ вы найдете в следующих статьях цикла.

Итак, экономика. Читатель, который видел не одну аналитику, скорее всего уже ждет, когда прозвучит сакраментальное «екр». Дествительно, говорим «экономика БК» - думаем «екры». Но копнем поглубже. В свете последних нововведений (зубы, канализация) игра сильно изменилась. Раньше это было плавное погружение. Игрок приходил в этот мир, примерно на втором уровне узнавал, что такое «екры», а к четвертому был морально готов их покупать. Теперь все в корне поменялось. Если раньше этот процесс был плавным, то теперь можно сказать, что в игре появился ярко выраженый «триал-период» бесплатной игры. Для новичков жизнь стала намного проще, появилась относительная финансовая свобода. Идея оплаты побед давно витала в воздухе, и, наконец, была реализована. Только реализована весьма интересным способом, через эдакую псевдо-валюту.

Теперь посмотрим на экономическую систему на макроуровне. В любой нормальной экономике существует производство и потребление. Сумма того или другого дает ВВП страны. В БК экономическая сфера немного извращенная: нет производства материальных благ. Все они даются свыше, мы «ждем завоза» (чего только стоит страшный дефицит наручей одаренности, который не так давно потрясал БК). Это некий элемент плановости экономической системы. С другой стороны, производство в игре все-таки есть. Это производство услуг (найм, лечение, касты, кровь и т.п.) и торговля предметами, добытыми в пещере (тут есть некий элемент материального производства, так как эти блага создаются игроком и реализуются за кредиты). Согласно последним тенденциям, заработок в сфере услуг сильно сокращается. В связи с введением зубов эти услуги становятся доступны только игрокам старше 7го уровня или тем, кто вкладывает екр. Вообще, просматривается тенденция стремления Администрации как можно сильнее урезать возможность заработка как такового: угнетение торговли, борьба с кредитованием и услугами на доверии, теперь ограничение возможности предоставления услуг. На самом деле это логично: дело в том, что хайлевел – максимально БК-социализированный игрок. У него много знакомых, часто эти знакомые становятся друзьями в реале. Потому этот игрок – потенциальный екр-инвестор, и выгодно оградить его от потенциальных приработков в Игре без вкладов екр.

Сфера потребления составляет основу жизни любого БКшника. Можно сказать, что наш Клуб – это мир тотального потребления: мы покупаем шмот, эликсиры, свитки заклинаний... Причем, тут вступает в силу принцип административно-плановой экономики. В кругообороте перераспределения кредитов вся их масса уходит в государственные магазины, а де факто изымается из экономики. Попытаемся построить схему круговорота кредитов в БК.



Пояснение: здесь пунктиром отмечены потоки благ, а сплошными потоки кредитов. Есть некоторые особенности: при взаимодействии с Комиссионкой часть потребителей становятся продавцами. И вообще, деление БКшников на потребителей и продавцов условно. Продавцы тоже много чего потребляют. Но в данной схеме я имею ввиду «продавцы» - это те БКшники, которые вообще зарабатывают креды во взаимодействии с другими игроками. Важно понимать, что роли продавцов и покупателей постоянно меняются местами. К примеру, лекарь может закупать цепи в Эме у торговца, создавая торговцу доход.

А теперь присмотритесь внимательно, куда текут кредиты. Все институты БК передают кредиты по кругу. Но есть один, который их полгощает. Это гос. маг. Хотя, аповые креды приходят извне. Потому можно говорить об эдаком «военном коммунизме»: все деньги - правительству, и правительсвто же ведет перераспределение. Если же упростить схему в плане безвозвратного потока денег, можно перерисовать ее так:


То есть, все кредиты, которые БКшники получают, так или иначе остаются в государственном магазине. Потому и торговля имеет довольно узконаправленный смысл: заработать еще денег для потребления. В принципе, это логично. Ведь в БК не может быть производства, потому невозможна капитализация денег. Единственный путь капитализации – покупка особых услуг (таких, как работа писателей, музыкантов или же проведение конкурсов... То есть покупка рейтинга клана). Потому и в сбережениях нет принципиального смысла. Проще говоря, рядовой БКшник все, что заработал – тратит. Каким бы образом эти деньги не заработал. Тем более, игровой процесс толкает игрока потреблять блага с временным сроком действия (эли, касты), что представляет собой прямое потребление кредитов. В принципе, вопрос эликсиров является спорным. По большому счету никто пить не заставляет. Но блага, которые дают эликсиры настолько сильны и привлекательны, что большинство игроков все-таки решают их использовать. А потому явление становится массовым. Лично я не пил эликсиров до восьмого уровня. Но, достигнув 8-го, играть без эликсиров стало фактически невозможно. Отсюда вывод: социум, своим стремлением быть сильнее, сам себя толкает в эдакую «пропасть алкоголизма». Представьте, если бы все отказались от эликов..

Как бы изменился Клуб?.. Вот лишнее доказательство наличия социальной системы: от поведения игроков очень многое зависит.
Экономика БК напоминает бездонную амфору, которую игроки пытаются наполнить, но наполнить ее невозможно.

Попытаемся понять, что же все-таки есть ВВП в Клубе? Я вижу два пути к пониманию валового продукта БК.
1. ВВП БК – масса кредитов, которые удержали в своих руках торговцы в ходе обмена. Т.е. это суммарная прибыль всех торговцев за вычетом себестоимости предоставления услуг. Причем, в себестоимость включается фактическая стоимость расходных материалов. К примеру, когда лекарь полечил за 8кр темного перса, а купил цепь за 11кр, то в ВВП следует учесть 8-11/5=5,8 кр. Но кроме того стоит учесть 1 кр прибыли того, кто продал лекарю цепь за 11 кр. В итоге будем иметь сумму добавочных стоимостей всех услуг, что и будет ВВП,
2. ВВП БК – масса кредитов, полученных из екров, потраченная в гос. Это другой в корне метод подсчета более интересен администрации. Данный подход в ВВП БК - подсчет фактической прибыльности проекта. Тут финансовые интеракции игроков не учитываются, а следует прибавлять только товары, купленные прямо за кредиты, происхождение которых - екры, в государственном магазине.

Скорее всего, у читателя уже возник вопрос – а зачем вообще считать ВВП БК. Я отвечу просто: как и в настоящей экономике, показатель ВВП является основным для отображения «температуры» экономической системы в целом. Думаю, не столько рейтинг, а именно объемы ВВП БК определяют доходность проекта. А доходность проекта – это уровень его привлекательности для дальнейшего развития.

Последним в этой статье мы рассмотрим теневой сегмент экономики. В Клубе он тоже присутсвует. С ним пытаются бороться программно, законодательно, но хитрые нарушители находят лазейки. Основные экономические преступления в теневом секторе – продажа кредов за реальные деньги(часто по демпингу) и продажа персонажей. Заметим, что продажа кредов за реальные деньги – единственный путь обналичить кредиты, вывести их из игры. Именно потому это преступление становится привлекательным. Так же процветает продажа персонажей: многие не хотят тратить время на прокачку, а потому приобретают сразу готового перса, вместе с обвесом и кредами. Это по сути та же торговля кредитами, только в другой форме.

Итак, подведем итоги по политэкономическому сектору БК:
• Экономика БК является виртуальным воплощением военного комунизма с парадоксальными рыночными элементами. Фактически, система противоречива: коммунизм в основе, дикий рынок в интеракции самих игроков и вливания екров извне - все это слабо друг с другом сочетается.
• Конечным применением любых денежных стредств является их потребление. Капитализация и инвестиции возможны только в клановые нужды, а фактически – в рейтинг. Потому общество БКшников – общество тотальной консумации.
• Производство в экономической системе Клуба представлено только производством услуг и продажей пещерных благ.
• В связи с введением зубов и канализации выделяется четко ощутимы триал-период игры, после которого начинается платная часть.
• Игровой процесс толкает игроков к потреблению благ с временными эффектами, что усугубляет тотальное прожигаение кредитов.
• ВВП Клуба может рассматриваться как прямой доход Администрации от вливаний екров или как суммарная прибыль от операций торговцев. Т.е. это кредиты, так или иначе созданные игроками: при помощи алхимиков либо другими путями.
• Де факто, экономика в игре, что и логично, игрушечная. Много элементов искусственны и контролируются администрацией. Это и понятно, иначе система могла бы выйти из-под контроля.
• Администрация угнетает виды деятельности, связанные с созданием добавочной стоимости, так как приработок хай-левелов крайне не выгоден для проекта.
• Наличие теневого сектора экономики незначительно, потому влияния на игровой процесс особо не оказывает. Но только через теневые схемы возможна реализация игровой валюты.


Заканчивая эту статью, хочу обратить внимание читателя на название всего цикла: «Жить!». Здесь нам жить. Это – наше. Долго можно спорить, правы ли те, кто вкладывают екр. Хорошо ли, что игра коммерциализируется все больше и больше? Но эти споры, по большому счету, бесполезны. Если мы здесь – мы согласны с правилами. Мы пришли и творим социум вокруг себя. Потому, должны анализировать процессы вокруг себя, осознавать их и понимать, что от нашего поступка сегодня зависит БК завтра.
На этом прощаюсь с вами, а в следующей статье этого цикла читайте о политической подсистеме Клуба. Мы будем искать политику в нашем мире: есть ли ей здесь место?


Автор: Rual Ilmarranen [8]
Оригинал.

Категория: Статьи | Добавил: scientia (04.06.2007)
Просмотров: 1790
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Авторизация


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0



Поиск



Разделы новостей

Мои статьи [0]
Гильдия [8]
Статьи [12]
аналитика, просто полезности и т.д.

Доска почета

  • Rutven
  • -Пенсионер

  • Лунный-Котенок
  • -Администратор

  • Ded_Dima
  • -Администратор

  • Kuzkin_Papa
  • -Скупщик

  • Dmirily
  • -Главный Редактор

  • Leshiy
  • -Глава Отдела

  • клоповник
  • -Скупщик



    Статистика




     Copyright MyCorp © 2006
     
    Жить! - Статьи - Каталог статей - Гильдия Книгопечатников "Scientia potentia est"
    Главная » Статьи » Статьи

    Жить!

    Мы пришли в этот Клуб, наш новый Мир. Провели тысячи боев… Удивительно, но такой, казалось бы, простой браузерный проект, функционирует уже целых 5 лет. Пришло время немного задуматься. Посмотреть на мир вокруг себя: где мы живем? Что мы создали, и что получили? Почему мы, каждый раз, садясь за компьютер, первым делом заходим в БК?

    Эта статья – первая в цикле аналитики о БК. Эти статьи пишутся для того, чтобы описать Клуб таким, какой он есть сейчас. Сформулировать те принципы, которые характерны современному БК. Провести параллели между БК и нашей реальной жизнью.


    Для начала попытаемся понять, что задерживает игроков в Клубе. Можно выделить основные «киты», на которых держится БК:
    • Живое общение;
    • Возможность достичь общественного уважения;
    • Особая игровая атмосфера.

    Заметим одну особенность по поводу живого общения. Можно возразить, что в интернете существует множество чатов. Но особенность БК и ему подобных игр в том, что данный сервис сам дает людям повод для разговора. Признаюсь честно, до того, как я начал играть в БК, я никогда не общался в чатах. Но игровые моменты вынуждают человека к общению. Фактически, условием нормальной игры рано или поздно становится общение. Потом игра втягивает человека, вовлекает. Сначала общение является последствием игры, а потом, зачастую, именно общение держит людей в игре.
    Заодно ответим на вопрос: «Почему, говоря о БК, мы подразумеваем особый мир, некое государство?». Почему Администрация даже пыталась зарегистрировать БК виртуальным государством? Все дело в том, что игроки создали социум. А существование и функционирование социума и есть основы появления государства. Общение людей, ограниченное и направленное в определенное русло, породило формирование социальных связей, общественных норм, принципов, а в итоге – социальной структуры. Здесь каждый проходит социализацию, как и в реальном обществе. Даже есть понятия детства, юности, зрелости. Именно благодаря процессу социализации порождается эта особая атмосфера, которую можно назвать виртуальным государством.

    Теперь проанализируем, какие существуют сферы жизни Клуба. Это:
    • Экономическая сфера (фактически, основной игровой процесс);
    • Политическая сфера (или псевдополитическая);
    • Творческая сфера;
    • Социальная сфера (проблемы морали);
    • Сфера журналистики;

    В этой статье я рассмотрю только экономический аспект. Другие сферы и их анализ вы найдете в следующих статьях цикла.

    Итак, экономика. Читатель, который видел не одну аналитику, скорее всего уже ждет, когда прозвучит сакраментальное «екр». Дествительно, говорим «экономика БК» - думаем «екры». Но копнем поглубже. В свете последних нововведений (зубы, канализация) игра сильно изменилась. Раньше это было плавное погружение. Игрок приходил в этот мир, примерно на втором уровне узнавал, что такое «екры», а к четвертому был морально готов их покупать. Теперь все в корне поменялось. Если раньше этот процесс был плавным, то теперь можно сказать, что в игре появился ярко выраженый «триал-период» бесплатной игры. Для новичков жизнь стала намного проще, появилась относительная финансовая свобода. Идея оплаты побед давно витала в воздухе, и, наконец, была реализована. Только реализована весьма интересным способом, через эдакую псевдо-валюту.

    Теперь посмотрим на экономическую систему на макроуровне. В любой нормальной экономике существует производство и потребление. Сумма того или другого дает ВВП страны. В БК экономическая сфера немного извращенная: нет производства материальных благ. Все они даются свыше, мы «ждем завоза» (чего только стоит страшный дефицит наручей одаренности, который не так давно потрясал БК). Это некий элемент плановости экономической системы. С другой стороны, производство в игре все-таки есть. Это производство услуг (найм, лечение, касты, кровь и т.п.) и торговля предметами, добытыми в пещере (тут есть некий элемент материального производства, так как эти блага создаются игроком и реализуются за кредиты). Согласно последним тенденциям, заработок в сфере услуг сильно сокращается. В связи с введением зубов эти услуги становятся доступны только игрокам старше 7го уровня или тем, кто вкладывает екр. Вообще, просматривается тенденция стремления Администрации как можно сильнее урезать возможность заработка как такового: угнетение торговли, борьба с кредитованием и услугами на доверии, теперь ограничение возможности предоставления услуг. На самом деле это логично: дело в том, что хайлевел – максимально БК-социализированный игрок. У него много знакомых, часто эти знакомые становятся друзьями в реале. Потому этот игрок – потенциальный екр-инвестор, и выгодно оградить его от потенциальных приработков в Игре без вкладов екр.

    Сфера потребления составляет основу жизни любого БКшника. Можно сказать, что наш Клуб – это мир тотального потребления: мы покупаем шмот, эликсиры, свитки заклинаний... Причем, тут вступает в силу принцип административно-плановой экономики. В кругообороте перераспределения кредитов вся их масса уходит в государственные магазины, а де факто изымается из экономики. Попытаемся построить схему круговорота кредитов в БК.



    Пояснение: здесь пунктиром отмечены потоки благ, а сплошными потоки кредитов. Есть некоторые особенности: при взаимодействии с Комиссионкой часть потребителей становятся продавцами. И вообще, деление БКшников на потребителей и продавцов условно. Продавцы тоже много чего потребляют. Но в данной схеме я имею ввиду «продавцы» - это те БКшники, которые вообще зарабатывают креды во взаимодействии с другими игроками. Важно понимать, что роли продавцов и покупателей постоянно меняются местами. К примеру, лекарь может закупать цепи в Эме у торговца, создавая торговцу доход.

    А теперь присмотритесь внимательно, куда текут кредиты. Все институты БК передают кредиты по кругу. Но есть один, который их полгощает. Это гос. маг. Хотя, аповые креды приходят извне. Потому можно говорить об эдаком «военном коммунизме»: все деньги - правительству, и правительсвто же ведет перераспределение. Если же упростить схему в плане безвозвратного потока денег, можно перерисовать ее так:


    То есть, все кредиты, которые БКшники получают, так или иначе остаются в государственном магазине. Потому и торговля имеет довольно узконаправленный смысл: заработать еще денег для потребления. В принципе, это логично. Ведь в БК не может быть производства, потому невозможна капитализация денег. Единственный путь капитализации – покупка особых услуг (таких, как работа писателей, музыкантов или же проведение конкурсов... То есть покупка рейтинга клана). Потому и в сбережениях нет принципиального смысла. Проще говоря, рядовой БКшник все, что заработал – тратит. Каким бы образом эти деньги не заработал. Тем более, игровой процесс толкает игрока потреблять блага с временным сроком действия (эли, касты), что представляет собой прямое потребление кредитов. В принципе, вопрос эликсиров является спорным. По большому счету никто пить не заставляет. Но блага, которые дают эликсиры настолько сильны и привлекательны, что большинство игроков все-таки решают их использовать. А потому явление становится массовым. Лично я не пил эликсиров до восьмого уровня. Но, достигнув 8-го, играть без эликсиров стало фактически невозможно. Отсюда вывод: социум, своим стремлением быть сильнее, сам себя толкает в эдакую «пропасть алкоголизма». Представьте, если бы все отказались от эликов..

    Как бы изменился Клуб?.. Вот лишнее доказательство наличия социальной системы: от поведения игроков очень многое зависит.
    Экономика БК напоминает бездонную амфору, которую игроки пытаются наполнить, но наполнить ее невозможно.

    Попытаемся понять, что же все-таки есть ВВП в Клубе? Я вижу два пути к пониманию валового продукта БК.
    1. ВВП БК – масса кредитов, которые удержали в своих руках торговцы в ходе обмена. Т.е. это суммарная прибыль всех торговцев за вычетом себестоимости предоставления услуг. Причем, в себестоимость включается фактическая стоимость расходных материалов. К примеру, когда лекарь полечил за 8кр темного перса, а купил цепь за 11кр, то в ВВП следует учесть 8-11/5=5,8 кр. Но кроме того стоит учесть 1 кр прибыли того, кто продал лекарю цепь за 11 кр. В итоге будем иметь сумму добавочных стоимостей всех услуг, что и будет ВВП,
    2. ВВП БК – масса кредитов, полученных из екров, потраченная в гос. Это другой в корне метод подсчета более интересен администрации. Данный подход в ВВП БК - подсчет фактической прибыльности проекта. Тут финансовые интеракции игроков не учитываются, а следует прибавлять только товары, купленные прямо за кредиты, происхождение которых - екры, в государственном магазине.

    Скорее всего, у читателя уже возник вопрос – а зачем вообще считать ВВП БК. Я отвечу просто: как и в настоящей экономике, показатель ВВП является основным для отображения «температуры» экономической системы в целом. Думаю, не столько рейтинг, а именно объемы ВВП БК определяют доходность проекта. А доходность проекта – это уровень его привлекательности для дальнейшего развития.

    Последним в этой статье мы рассмотрим теневой сегмент экономики. В Клубе он тоже присутсвует. С ним пытаются бороться программно, законодательно, но хитрые нарушители находят лазейки. Основные экономические преступления в теневом секторе – продажа кредов за реальные деньги(часто по демпингу) и продажа персонажей. Заметим, что продажа кредов за реальные деньги – единственный путь обналичить кредиты, вывести их из игры. Именно потому это преступление становится привлекательным. Так же процветает продажа персонажей: многие не хотят тратить время на прокачку, а потому приобретают сразу готового перса, вместе с обвесом и кредами. Это по сути та же торговля кредитами, только в другой форме.

    Итак, подведем итоги по политэкономическому сектору БК:
    • Экономика БК является виртуальным воплощением военного комунизма с парадоксальными рыночными элементами. Фактически, система противоречива: коммунизм в основе, дикий рынок в интеракции самих игроков и вливания екров извне - все это слабо друг с другом сочетается.
    • Конечным применением любых денежных стредств является их потребление. Капитализация и инвестиции возможны только в клановые нужды, а фактически – в рейтинг. Потому общество БКшников – общество тотальной консумации.
    • Производство в экономической системе Клуба представлено только производством услуг и продажей пещерных благ.
    • В связи с введением зубов и канализации выделяется четко ощутимы триал-период игры, после которого начинается платная часть.
    • Игровой процесс толкает игроков к потреблению благ с временными эффектами, что усугубляет тотальное прожигаение кредитов.
    • ВВП Клуба может рассматриваться как прямой доход Администрации от вливаний екров или как суммарная прибыль от операций торговцев. Т.е. это кредиты, так или иначе созданные игроками: при помощи алхимиков либо другими путями.
    • Де факто, экономика в игре, что и логично, игрушечная. Много элементов искусственны и контролируются администрацией. Это и понятно, иначе система могла бы выйти из-под контроля.
    • Администрация угнетает виды деятельности, связанные с созданием добавочной стоимости, так как приработок хай-левелов крайне не выгоден для проекта.
    • Наличие теневого сектора экономики незначительно, потому влияния на игровой процесс особо не оказывает. Но только через теневые схемы возможна реализация игровой валюты.


    Заканчивая эту статью, хочу обратить внимание читателя на название всего цикла: «Жить!». Здесь нам жить. Это – наше. Долго можно спорить, правы ли те, кто вкладывают екр. Хорошо ли, что игра коммерциализируется все больше и больше? Но эти споры, по большому счету, бесполезны. Если мы здесь – мы согласны с правилами. Мы пришли и творим социум вокруг себя. Потому, должны анализировать процессы вокруг себя, осознавать их и понимать, что от нашего поступка сегодня зависит БК завтра.
    На этом прощаюсь с вами, а в следующей статье этого цикла читайте о политической подсистеме Клуба. Мы будем искать политику в нашем мире: есть ли ей здесь место?


    Автор: Rual Ilmarranen [8]
    Оригинал.

    Категория: Статьи | Добавил: scientia (04.06.2007)
    Просмотров: 1790
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]